ИСТОРИЯ

 

 

В июле 1928 года пилот Демченко А. С. совершил первый полет над Братской землей на самолете Ю-13 "Юнкерс". Этот полет был связан с поисками в тайге профессора А. Л. Кулика, искавшего тунгусский метеорит.
Несмотря на то, что авиация в Восточной Сибири бурно развивалась, Братский район и само село Братск еще долгое время оставались вдалеке от важных авиалиний страны.
В декабре 1937 года во время выборов в Верховный Совет СССР авиация ВСГУ ГВФ обслужила село Братск и др., однако, постоянного общения с селом Братск так и не было налажено.
Первым, имеющимся в местном архиве сведением о строительстве площадки для посадки самолетов в Братске, является "Решение исполкома Братского районного Совета депутатов трудящихся от 4 сентября 1941 года", но построен аэропорт Братск был только в июне 1956 года, первые рейсы стали совершаться в июле, их выполняли самолеты По-2, Як-12, Ан-2. В сентябре 1956 года на самолетах Ан-2 начались регулярные пассажирские рейсы Иркутск - Братск.
В сентябре - декабре 1957 года были приняты первые самолеты Ли-2, Ил-12, Ил-14. Вскоре открылась и регулярная пассажирская авиалиния Иркутск - Братск - Москва. Рейсы выполнялись на самолетах Ил-14.
Твердая рука комсомольца-первопроходца вывела на прибрежной скале Падуна: "Здесь будет построена Братская ГЭС".
Смелость планов, дерзновенные мечты строителей призвали на помощь не только промышленность нашей страны, но и гражданскую авиацию, ибо без воздушного транспорта строительство ГЭС было невозможным.
Братские авиаторы вели аэрофотосъемки для проектирования промышленных гигантов и современного города на Ангаре. Все больше авиация нужна была геологам.
В 1957 году братские авиаторы перевезли всего 3,5 тысячи человек, в 1960 году 33 тыс. человек, а еще через год 112,4 тысячи.
Исчезли в волнах рукотворного моря село Братск и первый аэродром, но осталась добрая память о первых полетах в этом таежном крае, о тех, кто был началом коллектива авиаторов Братска.
Это Кошкарев Владимир Григорьевич, Мокиенко Анатолий Маркович, Пятижерцев Виктор Григорьевич, Логой Альфред Александрович, Рященко Владимир Александрович, связисты Чембарцев Владимир Петрович, Сигаев Виктор Андреевич, Антипин Владимир Максимович, Сурикова Полина Ивановна,
Ахинин Петр Павлович, Макаров Анатолий Семенович, Мирошниченко Виталий Яковлевич, Щепов Иван Романович.
26 июня 1964 года приказом начальника Восточно-Сибирского территориального Управления ГВФ № 102Б с 1 июля 1964 года был организован Братский ОАО ВСТУ ГВФ.
Командиром Братского авиаотряда был назначен Скирда Александр Иванович, заместителем по политчасти Кулаков Михаил Иннокентьевич.
С 1967 года аэропорт Братск стал принимать самолеты Ан-12, Ан-24, Ил-18, а с февраля 1972 года-Ту-104. С начала 1975 года аэропорт Братск стал принимать самолеты Ту-154 из Москвы.
На самолетах Як-40 были открыты авиалинии Братск - Красноярск - Новосибирск, Братск - Иркутск, Братск - Улан-Удэ и другие.
Первыми в ВСУ ГА новый пассажирский самолет Як-40 освоили пилоты Братского ОАО: Могила П. Я., Тяжелков А. В., Рипп Е. С., Казимирский В. И., Кулаков Д. И. и 17 июля 1970 г. первый самолет Як-40 прилетел в Братск.
С 1 января 1974 года было введено в эксплуатацию здание АТБ.

 

Историю развития братской авиации продолжает рассказывать Владимир Николаевич Односторонцев, генеральный директор ОАО 'АэроБратск', который убежден, что даже после серьезных падений предприятие уверенно встанет на крыло.
В 1986-87 годах была сверстана программа перспективного развития Братского авиапредприятия, связанная как с развитием наземной базы, так и с эксплуатацией новой техники.
В 1988-89 годах аэропорт Иркутска был закрыт на реконст-рукцию взлетно-посадочной полосы. И вся техника была перебазирована в Братск, через нас осуществлялось большинство рейсов. 1 апреля 1988 года совершил посадку первый рейс из Москвы. В дальнейшем мы только самолетов ТУ-154 в сутки принимали до 25 единиц, не считая стыковочных рейсов, транзитных, грузовых.
На основе этой работы по финансово-экономическому положению Братское авиапредприятие вышло в категорию прибыльных. Вообще-то оно было планово-убыточным, потому что самолеты ЯК-40 большого дохода не приносили: на килограмм привезенного груза и но километр пролетаемого расстояния слишком высок расход топлива - эффективность низкая. А мы в те годы стали прибыльным предприятием. В 1989 году приступили к собственной эксплуатации TV-154, переучили экипажи, отправили на стажировку в Новосибирск, Москву, Якутск, даже в Магадан. В октябре была сформирована эскадрилья TV-154, и в новогоднюю ночь 1990 года мы выполнили первый самостоятельный рейс по маршруту Чита-Братск-Омск-Москва и обратно. А до 1990 года московские рейсы осуществлялись Внуковцами. С этого дня начинается история эксплуатации самолетов ТУ-154 братскими авиаторами. Это позволило поднять экономику предприятия на качественно новый уровень.
Отправляли мы тогда 630 тысяч пассажиров в год, да еще транзитных 400 тысяч - за год 1 млн. пассажиров выходило, в том числе на собственном парке около 360 тысяч перевозили. В 1987-88 годах у нас были планы освоить большую технику, добиться статуса международного аэропорта и выйти на международные линии. Освоение техники произошло, но статус международного аэропорта можно было получить только через реконструкцию взлетно-посадочной полосы. Старая полоса к 1990 году отработала свой ресурс и по несущей способности не обеспечивала прием большегрузных самолетов. В 1995 году новая полоса была построена и братский аэропорт стал международным. Через наш город стали летать международные грузовые рейсы.